alena_dnepr (alena_dnepr) wrote,
alena_dnepr
alena_dnepr

Category:

Обучение в австрийской гимназии (личный опыт)


ЖЖ предлагает вспомнить школы и рассказать «школьные истории». Я к школе без малейших ностальгических чувств отношусь (10 лет - за что?! :)), но могу рассказать про обучение в Австрии, может, кому будет интересно.
Сразу предупреждаю: опыт субъективный и дело было давно; как запомнила, так и рассказываю.

Так сложилось, что где-то с десяти до двенадцати лет я отучилась в Вене, в гимназии. Сейчас даже не соображу, сколько именно классов там окончила, а в документах лень копаться. Три, наверное. Гимназия была с углубленным изучением предметов, то есть с более сложной программой и большим количеством уроков, по сравнению с обычной общеобразовательной (австрийской, разумеется). Ну а по сравнению с нашей… судите сами.

ФИЗКУЛЬТУРА
Главный, блин, урок. На нее отводилось какое-то огромное количество часов, ни дня без спорта. Просто удивительно, как я не стала в итоге толстой диванной лежебокой – нет лучшего способа вызвать отвращение к спорту, чем школьная физ-ра. Самый ненавистный предмет для меня был, потом уже в Москве самостоятельно добыла справку по освобождению от нее. Но в Австрии такое не прокатывало: этот мерзкий предмет был одним из основных.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
Тут ничего особенного, примерно как и у нас русский преподают. К моменту поступления в гимназию язык я уже выучила, причем «взрослым» способом – с учебниками и конспектами. Так что была грамотнее большинства австрийских ровесников, чем немного удивляла учительницу (хотя это как раз логично для того, кто учил по книжкам).

РЕЛИГИЯ
Да, и этот предмет тоже. Для меня было обязательное посещение занятий, но оценок мне не ставили, потому что не католичка. При этом водили на мессу и зачем-то пару раз на исповедь всем классом. Я из светской семьи, что говорить не знала, так что рассказала, как запустила скамейку в бассейн и разбила камнем стекло (со стеклом нечаянно получилось, а скамейка изображала корабль). Ну чего еще рассказывать то в десять-одиннадцать лет? )

ЛИТЕРАТУРА
Совсем не как у нас. Давалась какая-то тема, например «школа». И дальше стишок про школу, потом кусочек из М. Твена про Тома Сойера в школе, дальше какой-то школьный рассказ современного детского писателя и так далее. Абсолютно бессистемно, очень простенько. А через месяц новая тема (отношения с родителями, допустим) и снова стишки-рассказы-отрывки из книг. Сочинений в нашем понимании не было, насколько я помню. Хотя что-то похожее наверняка писали. Скорее всего, тоже на заданную тематику (типа, напишите про вашу школу).

МАТЕМАТИКА
С математикой был полный капец, потому что ее не было по сути. Ни теорем, ни полноценной алгебры, а только навыки для подсчетов в обычной жизни. Например, я знала, что если угол и две стороны у треугольников равны – то и треугольники в целом равны, но доказывалось это линейкой.

ПРОЧИЕ ПРЕДМЕТЫ
Все подробности уже не помню за давностью лет, но в целом тоже не очень системно и с упором на социальные проблемы. Из мелких моментов, что запомнилось: как на уроке географии мы вырезали из листа кружочки, и это иллюстрировало уничтожение лесов рядом с Амазонкой. И рассказ про мальчика, который нахамил клиентке матери, потому что та пришла в шубе (и вроде как был почти прав, нет бы без ужина оставить в педагогических целях).
Вообще очень много промывки мозгов, но не политической с октябрятами-пионерами (это я еще чуток застала в СССР), а на тему правильного отношения к разным социальным и «зеленым» вопросам. Полагалось ужасаться шубам, бороться против пластика, несколько детей в классе были вегетарианцами. Одна одноклассница увидела у нас дома «пакет с пакетами» и очень одобрила, типа как экологично пакеты не выбрасывать ;))
Сейчас, наверное, аналогичная фигня с толерантностью, но в мое время это еще в такую моду не вошло, все больше про «зеленых».

ВОЗВРАЩЕНИЕ В МОСКВУ
И вот тут я столкнулась с последствиями «зеленого» образования по полной. Потому что у нас то кружочки из листочка вырезают только в коррекционной школе, а по алгебре-геометрии у меня был полнейший нуль в голове. С русским лучше, я много читала в свободное время, но те же сочинения писать не умела. С приплыздом, называется. А мне то при этом хотелось в класс с опережением по возрасту и не в обычный, а какой-нибудь с углубленным изучением чего-нибудь.
Ситуацию спасла бабушка. Она всю жизнь работала учительницей, и не только в школах, но и в колониях – преподавала школьную математику ворам, насильникам и убийцам. В общем, умела поддерживать дисциплину в классе :) И когда мы садились заниматься, то из добрейшей бабушки она превращалась в очень-очень злющую училку, я ее даже боялась немного. Под суровым прищуренным взглядом бабушки я и нагоняла за лето программу за три года, осознавая все преимущества нашего образования перед импортным.

В итоге поступила в математический класс и закончила школу в шестнадцать. По-немецки сейчас могу читать немного, но говорить уже никак. Надо было поддерживать, а у меня юношеский максимализм сработал: не нужен мне этот язык противный и Австрию вспоминать не хочу! Зря я так, конечно - любой иностранный ценен, но забыла напрочь.
#осеньосень             
Tags: #осеньосень, Всячина, МарафонОсень
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кто платит в ресторане? Разбор юридической загадки.

    Пришли в ресторан саниспектор, пожарный инспектор и таможенник. Поели сытно, вкусно с напитками. Приносят счет глобальный довольно. Санинспектор: а…

  • Юридическая загадка про ресторан

    Познакомились два человека в интернете и пошли на первое свидание в ресторан. Гендер не важен, пусть будут два гея, для примера. И один из геев…

  • Затерянный мир

    Так назывался наш поход одного дня. Маршрут начался сразу с небольшого приключения - висячий мост выглядит не особо страшно, но как он…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

Recent Posts from This Journal

  • Кто платит в ресторане? Разбор юридической загадки.

    Пришли в ресторан саниспектор, пожарный инспектор и таможенник. Поели сытно, вкусно с напитками. Приносят счет глобальный довольно. Санинспектор: а…

  • Юридическая загадка про ресторан

    Познакомились два человека в интернете и пошли на первое свидание в ресторан. Гендер не важен, пусть будут два гея, для примера. И один из геев…

  • Затерянный мир

    Так назывался наш поход одного дня. Маршрут начался сразу с небольшого приключения - висячий мост выглядит не особо страшно, но как он…